Первые межобластные состязания спаниелей.
1978г. Н.Валов ,эксперт всероссийской категории.
Долго ждали этого дня любители спаниелей: ранним утром 29 июля 1978 г. на сверкающем свежей белизной флагштоке взвился зелено-голубой флаг Росохотрыболовсоюза, возвестивший о начале первых в нашей стране межобластных зональных состязаний по утке.
Прогремел ружейный салют, и, открывая состязания, к их участникам обратился представитель Росохотрыболовсоюза, старейший спаниелист Б.Е. Вагин. Начался праздник спаниелистов – состязания их питомцев…
Но прежде надо рассказать об организации состязаний. Проходили они, как уже было сказано, под флагом республиканского общества охотников и рыболовов Российской Федерации (председатель А. И. Корольков, кинолог Н. А. Довлатова), а организованы Кировским обществом (председатель Е. А. Братухин, кинолог В. В. Диньгин). Возглавлял оргкомитет Е.П. Снегирев. На них приглашались собаководы-спаниелисты из 14 областных обществ охотников и рыболовов европейской части страны. Но изъявили согласие участвовать только восемь обществ: Горьковское, Калининское, Кировское, Куйбышевское, Ленинградское, Московское. Рязанское и Ярославское, а прибыли в г. Киров семь команд (не приехали охотники из Рязани). Приходится только недоумевать и сожалеть, почему не откликнулись на призыв Росохотрыболовсоюза и не приняли участие в этом важном кинологическом мероприятии такие общества, как Брянское, Волгоградское, Ивановское, Свердловское, Ставропольское и Тульское, имеющие классное поголовье спаниелей.Проводились состязания с 29 июля по 2 августа в угодьях Бахтинского охотхозяйства. Их участники со своими четвероногими помощниками, экспертная комиссия и оргкомитет размещались в отдельных комнатах двухэтажного дома охотничье-рыболовной базы “Белужье”, расположенной на высоком обрывистом берегу протоки реки Вятки.
Надо сказать, что состязания Кировским обществом были организованы блестяще Всех участников и экспертов встречали на железнодорожном вокзале или в аэропорту и доставляли на базу.Несмотря на большие трудности с билетами в период летних отпусков, всем своевременно были вручены проездные билеты на обратную дорогу. Кировчане на дни состязаний умудрились “сделать” даже погоду: все пять дней стояла слегка ветреная, солнечная погода. И это в условиях исключительно дождливого лета 1978 г. А главное – была создана обстановка теплоты и доброжелательности, благодаря которой удалось хорошо показать собак на состязаниях. Хочется надеяться, что бремя проведения следующих состязаний возьмет на себя одно из участвовавших обществ и организует их не хуже кировчан. А может, организаторы первых состязаний постараются еще раз?
А теперь непосредственно о самих состязаниях. Экспертизу проводила экспертная комиссия из четырех человек: эксперт республиканской категории Б. И. Данилевский (г. Ленинград), эксперты II категории А. 3. Бердов (г. Киров) и Н. П. Ермилов (г. Горький), четвертым – председателем экспертной комиссии – был автор этих строк (г.Москва). Трое прибыли на базу накануне начала работы – 28 июля, причем двое – поздно вечером, что крайне неудобно, так как не было времени для обследования угодий. На будущее желательно, чтобы эксперты прибывали к месту проведения состязаний хотя бы за сутки до их начала. Может быть, для этого нужно планировать выступление первых участников не на субботу, а на воскресенье, что позволит работающим экспертам, приехав на место в пятницу вечером, посвятить субботу оргмероприятиям.
Состав экспертной комиссии необходимо заблаговременно сообщить обществам охотников, собаки которых будут принимать участие в состязаниях. Это нужно для того, чтобы в состав команд не были включены спаниели, являющиеся прямыми потомками собак, принадлежащих членам экспертной комиссии.
И в состязаниях ежедневно утром по жребию определялась команда, собака которой запускалась в поиск первой; вторым в этот день шел спаниель из другой команды; потом – из первой и так далее.
Всего выступило восемь команд (Кировское областное общество охотников и рыболовов, как организатор состязаний, выставляло две команды) – 29 спаниелей, из них: расценены 16 собак, в том числе получили дипломы 14 собак; остальные 13 были сняты с испытаний по следующим причинам: одна – как не записанная во ВРКОС, еще одна – за угонку дичи свыше 20 м, две – за непроявление чутья; одна – из-за отсутствия послушания; пять – за отказ идти в поиск на воде и три – не подняли дичь. Таким образом, процент расцененных собак к общему числу выставленных составил 55, а дипломированных – 48.
Испытывались собаки в трех местах: на речке Чахловице выполнялся поиск против небольшого течения и за ветром, на озере Петровском – поиск в осоке, залитой до полметра водой, против ветра, и на небольшом безымянном озерке, соединенном протокой с озером Петровское,- поиск против ветра.
Как показал первый день испытаний, утки в угодьях крайне мало, при обыске прибрежных зарослей речки Чахловицы, ширина которой на плесах не превышала 20 м, были найдены и подняты на крыло всего две утки, во второй день состязаний на небольшом бочажке взлетели еще две. При таком минимальном количестве дичи состязания были бы сорваны, но благодаря инициативе кировчан, которые заблаговременно выпустили в маленький (до 2 га) водоем несколько уток, хорошо поднимающихся на крыло, этого не случилось. По мере отстрела в озерко подпускали новых уток. Таким образом, у большинства собак все элементы (кроме “чутья” и частично “мастерства”) были выявлены в течение первого получаса поиска, в “чутье” и “мастерство” с большой точностью – по заранее выпущенной дичи. Причем, работу собак на озерке могли хорошо видеть и расценивать все члены экспертной комиссии, а наблюдать издалека разрешалось и участникам состязаний.
Следует сказать, что “Правила испытания охотничьих собак породы спаниель по утке” весьма несовершенны и, как показал опыт, проводить по ним экспертизу крайне трудно. Эти правила должны быть как можно скорее пересмотрены и конкретизированы. Вероятно, в них необходимо узаконить положение, при котором окончательную оценку по элементам “чутье” и “мастерство” для диплома I степени собака может получить лишь при проверке по заранее выпущенной в изолированный водоем дичи при условии, что экспертная комиссия хорошо видит работу спаниеля. Это вызвано тем, что испытания спаниелей (равно как и других собак) по утке проходят в высоких зарослях осоки, камыша и другой водной растительности, которая не дает возможности даже приближенно определить основной элемент работы “чутье” (вылетающие в это время утки зачастую бывают шумовые и о силе чутья той или иной собаки мало что говорят). При запуске уток должно соблюдаться одно из главных условий – дичь в водоем надо выпускать заранее, например за два-три дня до начала испытаний, чтобы она могла в новых условиях “набраться” диких запахов и оставить достаточное количество следов, как свежих, так и старых. В угодьях, где будут проводить испытания многих собак, например состязания, необходимо наличие двух-трех небольших водоемов (одно озерко максимум на 8 собак), в которые запускали бы уток. Запуск их в один водоем (как на прошедших состязаниях) создает не совсем равные условия – собаки, испытываемые в конце, ищут, когда в озерке уже оставлено много следов предыдущими спаниелями и их ведущими. Использование бочажков нужно чередовать, скажем, через день, а еще лучше – через два.
Опыт проведения данных состязаний подсказывает, что в одной команде не должно быть больше четырех собак и в один день можно испытывать не более двух команд. Кроме того, желательно, чтобы на одну экспертную комиссию не приходилось более шести команд (на три дня испытаний). Если же участников будет больше, тог нужно создавать две и более экспертных комиссий.
Несмотря на то, что члены экспертной комиссии до 28 июля друг друга не знали и имели несколько различный подход к методике оценки охотничьих качеств спаниелей по утке, каких-либо принципиальных разногласий между ними при судействе и присуждении дипломов не было. Как правило, разница в расценках работ собак не превышала одного балла.
Основное внимание во время поиска и работ спаниелей эксперты обращали на умение собаки хорошо плавать и подолгу находиться на воде, преодолевать препятствия, показывая достаточную настойчивость при обыске “крепких” мест. Экспертной комиссии хотелось увидеть собак, которые бы по приказанию, а еще лучше самостоятельно при обыске прибрежных зарослей речки плыли бы вдоль противоположного от ведущего берега, тщательно проверяя заросли осоки, не боясь удалиться, если это нужно, от хозяина на 30-40 м. К сожалению, таких спаниелей на состязаниях не было. Умение хорошо плавать показали многие, долго держаться на воде – уже единицы. Поиск на суше носил очень кратковременный характер. Думается, что 10 баллов (высшая оценка) за поиск на суше в соответствии с правилами неоправданно высок, если учесть, что и за поиск на воде спаниель может получить максимально те же 10 баллов, хотя на утиной охоте работа собаки на воде безусловно носит решающий характер. При разработке новых правил необходимо это учесть.
Выступившие собаки показали весьма хорошее чутье (в среднем 17,4 балла) и восемь из них могли бы получить дипломы второй степени, а награждены им только четыре, потому что многих подвела “подача”. Только одна собака- Джина О.Л. Малова (Москва) сумела показать должную подачу как с воды, так и с суши, получив суммарно 10 баллов. По 9 баллов получили два спаниеля из Ленинградского ООиР и по 8 – три. Этот процент для спаниелей – собак, которых охотники ценят за отличную и безотказную подачу чисто битой дичи и подранков,- крайне низок. Если усреднить балл за “подачу” собак с воды и с суши, то расценки по этим элементам соответственно будут 3,4 и 2,7, а общий суммарный – 6,1. Согласитесь, спаниелисты, что результаты эти ниже всякой критики. И говорят они, прежде всего о том, что отсутствие обмена опытом по полевой работе со спаниелями между разными обществами охотников явно отрицательно сказалось на породе.
Проверку собак на “подачу” с воды производили как непосредственно сразу же после отстрела утки из-под данного спаниеля, так и по забрасываемой на воду ведущим, если отстрела из-под этой собаки не было. Пожалуй, следует подумать о том, что проверка всех спаниелей на “подачу” с воды должна быть одинакова-либо только по забрасываемой дичи, либо после обязательного отстрела. Кроме того, думается, что забрасывание уток (если подача будет производиться по забрасываемой дичи) должен производить эксперт, тогда расстояние будет примерно одинаковым.
К сожалению, на состязаниях пять собак были сняты с испытаний за отказ идти в поиск на воде. Здесь, правда, в определенной степени уместно прислушаться к устным заявлениям некоторых ведущих снятых с испытания собак, которые говорили, что их спаниели не идут в воду потому, что не хотят плавать там, где нет дичи. Некоторые собаки искали довольно близко от ведущего, и мотивировка владельцев была та же. Но надо иметь в виду, что на охоте охотник запускает собаку в поиск и заставляет обыскивать водоемы, в которых, возможно, и нет дичи (он просто не знает, есть она или нет). Вот почему, по единодушному мнению экспертной комиссии, доводы ведущих, чьи собаки были сняты с состязаний за отказ идти в поиск на воде, были признаны безосновательными: спаниель по приказанию охотника должен обыскивать любой водоем, в котором предположительно может быть дичь. Впредь при подборе угодий для проведения очередных состязаний необходимо выбирать их с несколько большим, но не обильным количеством дичи.
Уже в первый день состязаний выяснилось, что некоторые собаки не записаны во ВРКОС. В соответствии же с “Положением о состязаниях” на них должны допускаться только спаниели, записанные во Всероссийскую племенную книгу. Встал вопрос о возможности дальнейшего проведения состязаний. После продолжительного совещания было принято компромиссное решение, по которому к состязаниям допускали собак, не записанных во ВРКОС, но они могли выступать лишь в личном зачете. Если же в одной команде насчитывалось два и более спаниелей, не занесенных во ВРКОС, то уже все собаки этой команды выступали только в личном зачете. Такой оказалась команда из г. Куйбышева. Тому, что некоторые собаки не записаны во ВРКОС, в какой-то мере способствуют эксперты самых высоких категорий, включая всесоюзную, которые, производя экспертизу на областных выставках, присуждают классность собакам, не записанным во ВРКОС.
Надо сказать, что в таких крупнейших кинологических центрах, как Москва и Ленинград, испытания спаниелей в основном проводят по болотной дичи. Это было заметно на прошедших состязаниях по манере поиска собак, старавшихся искать на берегу. Во многих других областных обществах спаниели проходят экспертизу на испытаниях по утке, и коль скоро таких обществ абсолютное большинство, то москвичи и ленинградцы должны как можно быстрее начать испытания своих питомцев по водоплавающей дичи. Могут, конечно, охотники-спаниелисты этих двух городов устраивать матчевые встречи, показывая спаниелей и на работе по болотной дичи, но состязания в большем масштабе необходимо проводить лишь по утке и готовиться к ним нужно более тщательно, чтобы на них не попадали случайные собаки, мало знакомые с этой охотой.
Членами экспертной комиссии на прошедших состязаниях был накоплен большой опыт экспертизы испытаний спаниелей по утке. Для внедрения этого опыта каждому из экспертов необходимо провести расширенные семинары сэкспертами обществ охотников, которые они представляли. Вероятно, на следующие состязания целесообразно предложить обновленный состав экспертной комиссии, в который, в крайнем случае, можно включить только одного из экспертов бывшего состава. Это позволит еще более расширить географию высококвалифицированных экспертов.
На прошедших состязаниях, к сожалению, не был определен чемпион, так как ни один спаниель не получил диплома I степени.В командном зачете при 192 баллах победила команда Кировского ООиР, которой и были вручены кубок Росохотрыболовсоюза и диплом I степени. За второе и третье места при 182 и 164 баллах дипломами II и III степени награждены соответственно команды Ленинградского и Московского ООиР.
Владельцам трех лучших спаниелей были вручены призы и Почетные грамоты. Ими оказались (в порядке занятых мест) А.С. Семенов (г. Горький), А.С. Алферов (г. Ленинград) и О.Л. Малое (г. Москва). За три следующих места Почетные грамоты получили А.Ф. Смирнов (г. Ленинград), П.Е. Горелик (г. Москва) и Ю. А. Кавтаев (г.Куйбышев).На этих же состязаниях были определены три лучших любителя-натасчика. Лауреатами стали А. С. Семенов (приз и Почетная грамота) О. Л. Малов (Почетная грамота) и А. С. Алферов (Почетная грамота).
Заканчивая рассказ о прошедших состязаниях, можно с уверенностью сказать, что почти все их участники увезли с собой домой не только радость или горечь от выступления своих питомцев, но и, что самое главное, опыт, который приобрели они в результате бесед с членами экспертной комиссии и другими участниками; смогли воочию познакомиться с требованиями при проверке охотничьих качеств спаниелей по утке, о чем они, безусловно, расскажут своим товарищам. Можно быть уверенными и в том, что к новым состязаниям они сами и их друзья-спаниелисты подготовят своих питомцев значительно лучше. Все участники проведенных состязаний выражали надежду, что замечательный почин Росохотрыболовсоюза, поддержанный Кировским ООиР, будет продолжен и подхвачен другими обществами охотников.